Источник фото: oilexp.ruВ июле Игорь Сечин, главный исполнительный директор компании «Роснефть», обратил внимание Владимира Путина на проблему, связанную с ограничением поставок нефтеналивных грузов через железнодорожное сообщение в восточном направлении. «Коммерсантъ» сообщает подробности.
У угля хотят отобрать приоритетность
Сечин напомнил о том, что ранее президент выдал директивы ОАО РЖД о приоритетной отправке угольных грузов на восток из регионов, включая:
- Кузбасс;
- Бурятию;
- Хакасию;
- Туву.
По итогам первого квартала текущего года объем перевозок угля на Восточном полигоне вырос на 8,5% и составил 70% от общего объема. Однако, как подчеркивает Сечин, это привело к сокращению объема перевозки грузов с высокой добавленной стоимостью и значимой долей налоговых отчислений в федеральный бюджет.
Особенно сильно влияние ощущается на объеме перевозки нефтеналивных грузов, который составляет около 10% от всех поставок в восточном направлении. Тем не менее, в фискальных отчислениях нефтяная индустрия в 47 раз превосходит угольную. Объем поставок нефтеналивных грузов на восток сократился на 9,2% за первый квартал текущего года.
Глава «Роснефти» обратился к Путину с просьбой воздействовать на ОАО РЖД с целью придания более высокого приоритета перевозкам грузов, производимых на российских нефтеперерабатывающих заводах, в сравнении с массовыми грузами. Он также предложил правительству разработать новую методологию доступа к железнодорожной инфраструктуре с учетом максимизации доходов бюджетной системы РФ. Глава «Роснефти» высказал мнение о необходимости исключения приоритета угольных предприятий перед отраслями с высокой добавленной стоимостью и продвигать по всей стране приоритет грузов, производимых на российских предприятиях, с учетом непрерывного процесса производства. Список, отмечают журналисты pronedra.ru, включает в себя такие сферы как:
- нефтеналив;
- нефтехимия;
- нефтяной кокс;
- сера;
- сжиженный углеводородный газ (СУГ).
Кроме того, Сечин подчеркнул важность сохранения занятости населения в узкопрофильных регионах России с учетом индекса социальной напряженности в данных регионах. В ответ президент поручил первому вице-премьеру Андрею Белоусову рассмотреть предложения.
Нефти нужно больше железнодорожных мощностей
Сложности с согласованием заявок на отгрузку нефтепродуктов на восточное направление железнодорожных перевозок стали одной из актуальных проблем для нефтяной индустрии. В марте текущего года, глава «Газпром нефти» Александр Дюков высказал предложение о повышении приоритетности перевозок нефтепродуктов, опасаясь, что продолжающаяся ситуация может отразиться на объемах выпуска топлива.
В контексте этой проблемы, Министерство энергетики вынесло предложение о перемещении нефтепродуктов, поставляемых как на Дальний Восток, так и для внутренних нужд, из пятой категории приоритетности в четвертую. Однако даже такой сдвиг все равно не предоставляет нефтепродуктам возможности обходить экспортный уголь из четырех регионов, отправляемый согласно указаниям президента.
Официальные комментарии от ОАО РЖД пока отсутствуют. В предыдущих заявлениях из монополии звучало мнение, что пересмотр приоритетов угля может привести к значительному увеличению объемов перевозки высокоценных грузов. Особенно выделяются нефтепродукты (более 0,8 млн тонн) и черные металлы (1 млн тонн), удобрения и зерно. Это позволит повысить вклад в экономику страны на 25 млрд рублей, а доходы ОАО РЖД — на 1 млрд рублей.