Фото из открытых источниковНовое исследование доказывает, что голуби решают некоторые проблемы так же, как искусственный интеллект. Исследование также показывает силу ассоциативного обучения в сложных ситуациях. Предыдущие исследования показали, что голуби научились решать сложные задачи категоризации, для решения которых человеческий образ мышления – например, избирательное внимание и явное использование правил – бесполезен.
Ученые предположили, что голуби используют метод «грубой силы» для решения проблем, аналогичный тому, который используется в моделях искусственного интеллекта, сказал ведущий автор исследования профессор Брэндон Тернер из Университета штата Огайо.
Но это исследование, возможно, доказало это: Тернер и его коллега протестировали простую модель искусственного интеллекта, чтобы посмотреть, сможет ли она решить проблемы так, как, по их мнению, это делали голуби, — и это сработало.
«Мы нашли действительно убедительные доказательства того, что механизмы, управляющие обучением голубей, удивительно похожи на те же принципы, которые лежат в основе современных методов машинного обучения и искусственного интеллекта», — сказал Тернер.
«Наши результаты показывают, что природа, возможно, нашла способ сделать голубя невероятно эффективным учеником, у которого нет способности к обобщению или экстраполяции, как это делают люди». Тернер провел исследование вместе с Эдвардом Вассерманом, профессором психологии Университета Айовы. Их результаты были недавно опубликованы в журнале iScience.
В ходе исследования голубям показывали стимул, который мог включать линии различной ширины и угла, концентрические кольца и секционные кольца. Им нужно было клевать кнопку справа или слева, чтобы указать, к какой категории она относится. Если они ответили правильно, они получили пищевую гранулу; если они ошиблись, они не получили ничего.
В исследовании было четыре разных задания, одно из которых было сложнее другого. Результаты показали, что методом проб и ошибок голуби улучшили свою способность делать правильный выбор в одном из самых простых экспериментов примерно с 55% до 95% времени. Даже в более сложном сценарии их правильные ответы улучшились с 55% до 68%.
Исследователи полагают, что голуби использовали так называемое ассоциативное обучение, которое связывает два явления друг с другом. Например, легко понять связь между «водой» и «мокрым». Люди учат своих собак совмещать сидение по команде с получением угощения.
Но эти ассоциации относительно просты.
«Ассоциативное обучение часто считается слишком примитивным и жестким, чтобы объяснить сложную визуальную категоризацию, подобную тому, что мы видели у голубей», — сказал Тернер.
Но это именно то, что обнаружили исследователи.
Модель искусственного интеллекта исследователей решала те же задачи, используя только два простых механизма, которые, как предполагалось, использовали голуби: ассоциативное обучение и коррекция ошибок. И, как и голуби, модель ИИ научилась делать правильные прогнозы, чтобы значительно увеличить количество правильных ответов.
Для людей проблема, когда им дают задачи, подобные тем, которые даны голубям, заключается в том, что они пытаются придумать правило или правила, которые могли бы облегчить задачу.
«Но в данном случае не было никаких правил, которые могли бы облегчить задачу. Это очень расстраивает людей, и они часто отказываются от выполнения подобных задач», — сказал он.
«Голуби не пытаются устанавливать правила. Они просто используют грубую силу, метод проб и ошибок и ассоциативное обучение, а также в некоторых конкретных типах задач, что помогает им работать лучше, чем люди». Однако интересно то, что голуби используют этот метод обучения, который очень похож на искусственный интеллект, разработанный людьми, сказал Тернер.
«Мы празднуем то, насколько мы умны, что разработали искусственный интеллект, но в то же время пренебрегаем голубями как тупыми животными», — сказал он.
«Но принципы обучения, которые определяют поведение этих машин ИИ, очень похожи на те, которые используют голуби».