Информационное агентство «STOCKMAP.RU» / Найдены потерянные части Золотого дерева Лучиньяно

Найдены потерянные части Золотого дерева Лучиньяно


Фото из открытых источников
Части Золотого Дерева Лучиньяно, монументального реликвария, являющегося шедевром средневекового ювелирного дела и широко считающегося одним из величайших шедевров итальянского ювелирного дела любой эпохи, были заново открыты через 109 лет после того, как они были украдены. Части были найдены в пещере в районе Ареццо в центральной Тоскане по наводке пожилого мужчины. Регион Тоскана в настоящее время профинансировал полную реставрацию Золотого Дерева, чтобы реинтегрировать восстановленные элементы в оригинал.
 
Золотое дерево высотой более 2,5 мета и шириной около одного метра в самом широком месте было изготовлено из позолоченной меди, серебра и эмали, а его ветви украшены кораллами, горным хрусталем и миниатюрной иллюминацией на пергаменте. Он был вдохновлен Lignum Vitae («дерево жизни»), трактатом, написанным святым Бонавентурой в 1260-х годах, чтобы помочь францисканцам посвятить себя Христу, созерцая его жизнь, страсти и прославление. Структура дерева служила мнемоническим средством для монахов, позволяющих им ежедневно размышлять о делах Христа. Подобно Христу, «пригвожденному к дереву», Древо Жизни в конечном итоге принесло плод спасения. Концепция lignum vitae укоренилась во францисканских общинах и среди читателей-непрофессионалов и стала популярным мотивом в средневековом искусстве.
 
Оно было создан для церкви Святого Франциска в Лучиньяно в два отдельных этапа: сначала в 1350 году неизвестным ювелиром, который, как показывают последние исследования, был из Ареццо, затем расширено и завершено в 1471 году выдающимся ювелиром Сиены 15 века Габриэлло Д. «Антонио, известный как создатель позолоченного серебряного реликвария, в котором находится правая рука Иоанна Крестителя.
 
Средневековая эстетика отдавала предпочтение символическому выражению божественного. Драгоценные материалы — золото, серебро, драгоценные камни — рассматривались как выражение руки Бога в творении. Их красота отражала высшую красоту Бога; то, как они отражали свет, отражало сияние Бога; они были ближе к божественному, чистыми и нетленными, в отличие от смиренных материалов. Яркие краски и блеск металла считались освещенными бестелесным светом Бога. Вот почему расписанные золотом украшения в Библии и богослужебных книгах называются иллюминациями.
 
Церковная традиция считала, что предметы религиозного почитания, такие как реликварии, чаша и тарелка для причастия, должны быть изготовлены из драгоценных металлов как метафоры божественного. 
 
«Золотая чаша, усыпанная драгоценными камнями, блестит, как светится небо, усыпанное горящими звездами, и широкий диск, сделанный из серебряных спичек: тех, которые несут в себе божественные лекарства нашей жизни», - песня 3, строки 72–5 из «Carmina Ecclesiastica» английского аббата VII века Альдхельма из Малмсбери.
 
Золотое Дерево еще больше развило метафоры божественности в драгоценных материалах. Все дерево было метафорой Христа. Его корни олицетворяли его рождение, ствол — его страсти, а ветви — его воскресение. Его трехсторонний дизайн также был символом Троицы. На вершине дерева находится изображение Христа, распятого на ветвищем дереве, которое представляет собой уменьшенную версию всего реликвария. Над крестом находится фигура благочестивого пеликана, также символизирующая жертву Христа.
 
Это было величайшее сокровище Лучиньяно, и на протяжении веков жители приносили брачные клятвы перед ним. В 1914 году Золотое Древо было украдено и разбито ворами на части для облегчения транспортировки и, предположительно, перепродажи, поскольку огромный и знаковый реликварий, очевидно, был легко узнаваем в целости и сохранности. Части были спрятаны в различных тайниках в окрестностях Сартеано, недалеко от Сиены. Некоторые из них были найдены и обнаружены в период с 1927 по 1929 год, но некоторые наиболее важные элементы — распятие, пеликан, целая ветвь, четыре круглых медальона, пять серебряных бляшек, три миниатюры, несколько веточек коралла — не входили в число их.
 
Восстановленные элементы были реинтегрированы в Золотое Древо. Королевское суперинтендантство Флоренции поручило комплексную реставрацию Opificio delle Pietre Dure. Более 100 фрагментов пришлось соединить заново, а реплики недостающих частей были сделаны по старым фотографиям, сделанным в XIX веке. Освещенные пергаментные миниатюры были невоспроизводимы и были заменены пустыми пергаментными кружочками. Реставрация была завершена в 1933 году, и с тех пор восстановленное Золотое дерево выставлено на обозрение.
 
Искусствоведы сообщили об обнаружении следующих фрагментов, составляющих части Древа:
 

  • Пять пластинок из позолоченной меди и серебра с гравировкой и эмалью, первоначально монтировавшиеся на оборотной стороне медальонов-ветвей. На них изображены святые и ангелы. К сожалению, большая часть эмали утрачена, осталось лишь несколько следов.

  • Один пергамент с иллюминированным портретом пророка, от портрета осталось около половины.

  • Один полированный горный хрусталь со следами золота и пигмента, которым когда-то покрывалась миниатюра. Его выпуклая форма увеличивала портрет, действуя как увеличительное стекло.

  • 16 фигурок святых в серебряной фольге, выполненных в 17 веке, украшали основание.


   
Перед Opificio delle Pietre Dure снова была поставлена задача реинтегрировать вновь открытые произведения искусства. Золотое Древо будет разбирать партиями, чтобы основная часть реликвария могла оставаться на виду на протяжении всего процесса. Если все пойдет хорошо, реставраторы Opificio надеются, что работа будет завершена к концу следующей весны.

5-11-2023, 15:50
Вернуться назад