Власти Японии ввели очередные санкции в отношении Российской Федерации, которые включили запрет на ввоз определенных автомобилей. В пресс-релизе на сайте правительства страны указано, что меры направлены на ограничение экспорта и предприняты в соответствии с политикой ряда крупных западных стран.
В настоящее время уже действует новый запрет на ввоз автомобилей из Японии: санкции вступили в силу 9 августа 2023 года. Эксперты считают, что они окажут негативное влияние на экономику обеих стран. Подробнее далее в статье.
Япония начала вводить санкции против России весной прошлого года, они затронули экспорт (высокотехнологичные товары, предметы роскоши и т.д.), импорт, также были введены персональные санкции в отношении отдельных лиц и компаний.
В апреле и июне 2022 года Япония ввела ограничения, касающиеся автомобилей. Запрет коснулся ввоза следующих авто:
Введен ли запрет на ввоз автомобилей из Японии в 2023 году? Да, после того, как в июне 2023 года Евросоюз ввел запрет на поставку в Российскую Федерацию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 литра (и кроме того, электромобилей и гибридов), аналогичное решение было принято Японией. Отметим, что для Евросоюза это уже 11 пакет антироссийских санкций.
В рамках очередного усиления санкционного давления в августе Япония установила ограничения на экспорт целого ряда товаров, всего в перечне 758 наименований. В том числе, введен дополнительный запрет на ввоз автомобилей из Японии в Россию.
Он коснулся следующих автомобилей:
В санкционном списке также значатся и запасные части к таким автомобилям. Подержанными машинами считают все авто, бывшие в употреблении, старше 1 года или старше 30 лет, не имеет значения.
Кроме того, в перечень запрещенных к ввозу товаров вошли:
Под запрет в рамках гидридов и электромобилей также попали вэны и грузопассажирские автомобили.
Новый санкционный пакет полностью запрещает поставку в Российскую Федерацию таких востребованных на рынке автомобилей как:
Не получится переслать ключи от автомобиля, ранее использовались такие схемы, когда владелец машины отправлял их отдельно. Напомним, что вне закона теперь экспорт как новых, так и подержанных автомобилей, старше 7 лет или старше 1 года не важно.
Санкции затронули популярные у российских пользователей японские внедорожники и большие седаны, топовые кроссоверы. При этом полного запрета нет, например, можно купить Honda CR-V, Toyota Corolla, Mazda CX-3 или Mazda CX-30.
Японское правительство уже оценило, что с введением новых санкций объем экспорта сократится примерно на пятую часть.
Из последних новостей известно, что ввоз японских автомобилей в РФ сегодня сократился вдвое. Если с 1 по 8 августа было оформлено более 8 0000 машины, то за следующую неделю около 4 000. Вполне вероятно, что перед запретом был бум и рынок вскоре нормализуется.
Новые санкции поставят под вопрос использование традиционной схемы поставки подержанных деталей, когда битые машины ввозили в РФ в качестве запасных частей, распиливая их прямо на борту. Теперь такие манипуляции будут обходиться дороже, так как машину придется разбирать еще в Японии.
Экспорт в Российскую Федерацию из Японии за 2022 год оценивается на 4,5 миллиарда долларов, половину составляет экспорт транспортных средств. На Россию приходилось примерно 3,5% всего автомобильного экспорта Японии. Это не много, но и не так мало, учитывая, что экономика страны в некотором застое.
Автомобили из Японии популярны у жителей Дальнего Востока, у них есть машины и старше 15 лет и 30 лет. Маловероятно, что россияне не откажутся от поставок популярных машин. Вероятно, их будут пересылать через другие страны, таким образом обходя санкции. Также очевидно, что правительство Японии будет следить за соблюдением запретов и штрафовать нарушителей.
В Российской Федерации на Дальнем Востоке от новых санкций могут пострадать брокеры, помогающие с таможенным оформлением, водители, занятые в транспортировке машин, работники сферы обслуживания, трудящиеся в общепите и объектах инфраструктуры, обслуживающих перевозчиков.