Как Россия использует Севморпуть для поставок нефти в Азию


Источник фото: sdrzbt.ru
В условиях наложенных санкций, российские нефтекомпании все активнее стремятся использовать Северный морской путь (СМП) для организации поставок нефти сорта Urals из балтийских портов. Этот маршрут представляет собой потенциальную альтернативу традиционному пути через Суэцкий канал. Он может быть не только более коротким, но и экономически выгоднее. Однако, СМП создает дополнительные вызовы для поставщиков, сообщает «Коммерсантъ».

Плюсы и минусы доставки нефти по Севморпути


В июле и августе «Роснефть» и «Газпром нефть» отправили три партии Urals из Приморска и Усть-Луги в Китай, следуя именно по этому маршруту. Однако стоит отметить, что в связи со сложными ледовыми условиями, время доставки пока что оказывается дольше по сравнению с альтернативными путями.

Использование СМП позволяет российским нефтекомпаниям уменьшить зависимость от традиционных маршрутов доставки и обойти санкционные ограничения. В этом контексте, важно отметить, что он обеспечивает более короткий путь в Азию. Это может существенно снизить затраты на транспортировку. Тем не менее, сложные ледовые условия в Восточной Арктике вносят неопределенность в рассчитанное время доставки, и фактически могут увеличивать его. Например, даже при использовании ледокольной проводки, отправленные в июле танкеры двигались с низкой скоростью. Время доставки могло составить до 50 дней.

Тем не менее, в августе отмечается улучшение ледовых условий в регионе Восточной Арктики. Это способствует более быстрому прохождению нефтяных танкеров через СМП. Согласно данным Kpler, танкер Hammurabi, вышел из Приморска в августе примерно со 100 000 тонн Urals от «Роснефти». Ожидается, что время доставки составит 43 дня.

Тем не менее, вопреки потенциальным выгодам, СМП также имеет свои ограничения. Недостаток танкеров повышенного ледового класса и ледоколов является ключевой проблемой для более масштабного использования этого маршрута. В свою очередь, глава «Росатома» Алексей Лихачев назвал СМП «самым безопасным и привлекательным маршрутом», однако подчеркнул, что нехватка специализированных судов делает работу этого маршрута сезонной.

Перспективы использования Северного морского пути


СМП становится все более привлекательным маршрутом для российских нефтекомпаний, которые стремятся оптимизировать поставки своей продукции на мировой рынок. Однако, несмотря на потенциал сокращения времени доставки, сезонные ограничения и изменчивость ледовых условий оказывают влияние на эффективность этого маршрута.

Один из примеров – отправка первой партии нефти вдоль СМП этого года на танкере Primorsky Prospect. Предполагается, что времени на доставку в Китай потребуется около 49 дней, что фактически лишает российских экспортеров значительных логистических преимуществ, связанных с более быстрой доставкой.

Михаил Григорьев, глава консультационного центра «Гекон», отмечает, что российские нефтекомпании уже отправили 7 танкеров с нефтью по СМП. Эти рейсы выполняются судами различных ледовых классов – Ice3 и Arc4 из балтийских портов, а также Arc4 и Arc5 из Мурманска. Танкеры типоразмера Aframax с дедвейтом 113 000 – 117 000 тонн применяются для перевозок, исключая один рейс из порта Усть-Луга, который осуществляется танкером типоразмера MR (50 000 тонн).

Однако, несмотря на активные попытки использования СМП для оптимизации поставок, существует ограничение, связанное с ледовыми классами судов. Суда классов Ice3 могут находиться в акватории СМП только до 15 ноября, в то время как суда классов Arc4 и Arc5 также ограничены в условиях плавания, особенно в восточном секторе маршрута.