Травматические жизненные события могут напрямую увеличить риск развития деменции


Фото из открытых источников
В недавней статье, опубликованной в журнале BMC Geriatrics,  исследователи изучили связь между травматическими жизненными событиями (TLE) и риском развития деменции по всем причинам у людей в возрасте ≥60 лет. 
 
Исследования, включенные в обзор, охватывали результаты 276 570 участников со средним возрастом от 50 до 77 лет и временем наблюдения от 2 до 37 лет (в среднем = 9,5 лет). 
 
Исследования показали, что переживания TLE, такие как фактическая или угроза смерти, травмы и сексуальное насилие, могут способствовать риску деменции.
 
Во всем мире стоимость ухода и лечения деменции оценивается примерно в один триллион долларов США в год. Учитывая, что, по прогнозам, к 2050 году более 150 миллионов человек будут жить с деменцией, стало крайне важно выявить и воздействовать на модифицируемые факторы риска, которые могут предотвратить деменцию.
 
Систематические обзоры сообщают о связи между посттравматическим стрессовым расстройством и деменцией; однако ни один из них до сих пор не исследовал одинаковое соотношение риска деменции и TLE.
 
Крайне важно понять, является ли TLE, выявленная во время диагностики ПТСР или диагностированная отдельно, фактором риска деменции, чтобы помочь найти меры по снижению риска деменции и предотвращению/отсрочке ее возникновения.
 
В текущем исследовании ученые провели систематический обзор и общий метаанализ случайных эффектов с обратной дисперсией, чтобы оценить влияние TLE на риск деменции, который они представили в виде отношений риска, шансов и рисков (HR). Команда использовала контрольный список жизненных событий для критерия DSM-5 (LEC-5) для выявления TLE.
 
Все включенные исследования представляли собой оригинальные исследовательские статьи, опубликованные в рецензируемых журналах с дизайном «случай-контроль» и когортным исследованием, в которых диагноз деменции определялся как результат в исследуемой популяции численностью не менее 60 человек.
 
Все они были связаны с деменцией всех причин, различной степени тяжести и во всех условиях набора, но исключали деменцию с ранним началом, имеющую различную этиологию. Они собрали информацию о различных формах ВЭЭ (например, детских травмах) от участников, их информаторов или медицинских записей.
 
Стратегия поиска включала поиск в базах данных PsychINFO, Embase и MEDLINE с момента создания до 20 апреля 2022 года с использованием ключевых слов «деменция», «риск» и «травматические события».
 
Команда экспортировала все полученные исследования в программное обеспечение для систематического обзора Covidence. Затем два рецензента независимо проверяли все статьи на всех этапах, придерживаясь строгих критериев включения и исключения.
 
Они использовали шкалу Ньюкасла-Оттавы для оценки качества исследований и оценивали нерандомизированные эпидемиологические исследования (NOS), имеющие три области: отбор, сопоставимость и результат. Кроме того, они использовали воронкообразную диаграмму для оценки предвзятости публикаций во включенных исследованиях.
 
Исследователи классифицировали исследование как хорошее, если оно имело ≥3 и ≥1 звезд в областях отбора и сравнения и ≥3 звезд в области результатов. Аналогично, они также классифицировали исследования как «удовлетворительные» и «плохие». 
 
Наконец, команда провела метаанализ всех исследований, а затем провела субанализы, стратифицируя их по типам травм, и использовала I 2-статистику для измерения гетерогенности. В анализ чувствительности они включали исследования, в которых сообщалось о HR и которые имели высокое качество.
 
Рецензенты просмотрели 3523 исследования и определили 29 научных статей для полнотекстовой проверки. Наконец, они включили в метаанализ семь исследований; одно было поперечным исследованием, три — проспективными когортными исследованиями и три — ретроспективными когортными исследованиями.
 
Объединенные результаты метаанализа семи исследований показали, что TLE увеличивает риск развития деменции по любой причине (HR = 1,21). Результаты показали значительную гетерогенность (I2  = 78%).
 
Кроме того, авторы отметили, что подтипы травм, такие как травмы, полученные на войне и в детстве, также повышают риск развития деменции по всем причинам (объединенный ОР = 1,28), хотя и на основе меньшего количества исследований (n = 3). Эти результаты также показали значительную гетерогенность (I2 = 75%). 
 
В целом, текущее исследование признало TLE потенциально модифицируемыми факторами риска, связанными с повышенным риском развития деменции по всем причинам.
 
Понимание механизмов, с помощью которых TLE увеличивает восприимчивость к деменции, может помочь разработать целевые вмешательства, которые уменьшат влияние травмы, включая посттравматическое стрессовое расстройство, на деменцию.
 
Будущие исследования должны изучить влияние специфичных для TLE факторов, таких как хронизация и тяжесть, а также индивидуальных факторов, таких как влияние возраста и связь TLE с подтипами деменции.