Крошечные биологические частицы влияют на формирование облаков над Арктикой


Фото из открытых источников
Ученые давно поняли, что облакам необходимы поверхности из мельчайших частиц, на которых может конденсироваться вода. От морской соли и частиц пыли до микропластика — многие вещества могут играть ведущую роль в зарождении облаков.
 
Исследователи теперь провели точные расчеты, которые проясняют неопределенность относительно того, какой вклад биологические аэрозоли вносят в этот процесс над Арктикой. Это исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.
 
«Мы смогли идентифицировать белковый компонент зародышеобразующих частиц льда, проливая свет на их потенциальное биологическое происхождение», — объясняет геолог из Базельского университета Франц Конен. «Наши результаты однозначно устанавливают преобладание биологических частиц, способствующих зарождению льда в обсерватории Цеппелин».
 
Физик Стокгольмского университета Габриэль Фрейтас и его коллеги отфильтровали материалы микрометрового размера из атмосферы над обсерваторией на горе Цеппелинфьеллет в Норвегии.
 
Команда проанализировала образцы, используя светорассеяние, методы УФ-флуоресценции и просвечивающую электронную микроскопию, собрав достаточно информации для идентификации и измерения наименьших концентраций каждого типа частиц.
 
«Точность очень важна, когда мы решаем задачу обнаружения этих частиц в мизерных концентрациях, это сродни поиску иголки в стоге сена», — говорит Фрейтас.
 
Когда температура и влажность подходят, вода в атмосфере конденсируется на мельчайших частицах и замерзает в кристаллы льда, которые образуют облака.
 
Природа этих частиц остается основным источником неопределенности в климатических моделях, и по сравнению с другими регионами в Арктике относительно низкие концентрации аэрозолей, поэтому небольшие изменения в них могут оказать глубокое влияние на погоду.
 
Плавая высоко среди атмосферных газов, пыли и водяного пара, исследователи обнаружили частицы биологического происхождения. В их число входила фруктоза, а также сахарные спирты маннит и арабитол , на долю которых приходилось более 90 процентов всех биологических частиц в летний период.
 
«Хотя арабит и маннит присутствуют в различных микроорганизмах, их присутствие в воздухе связано со спорами грибов и может происходить как из местных источников, так и в результате переноса в атмосфере на большие расстояния», — объясняет Карл Эспен Иттри, ученый-атмосферник из Норвежского института воздуха.
 
Уровень биологических аэрозолей колебался в зависимости от сезона, отмечают Фрейтас и его коллеги. Самые высокие концентрации наблюдались, когда температура превышала -15 °C, температуру зарождения льда, которая, как ранее было установлено, была связана с повышенной биологической активностью в Арктике.
 
«Мы обеспечиваем прямую наблюдательную связь между биологическими аэрозольными частицами и высокотемпературными частицами льда в Арктике», — пишут исследователи.
 
В совокупности это предполагает, что по мере того, как все больше суши и океана подвергаются воздействию из-за повышения температуры Земли, таяния большего количества льда и снега, ожидается, что концентрации биологических частиц будут увеличиваться, что, вероятно, будет способствовать увеличению облачного покрова и количества осадков, что, в свою очередь, еще больше растопит некогда замороженные ландшафты.
 
«Это исследование дает важное представление о происхождении и свойствах биологических частиц и частиц, образующих ледяные ядра в Арктике», — говорит ученый-эколог Стокгольмского университета Пол Цигер. «Это может позволить разработчикам климатических моделей улучшить представление взаимодействий аэрозоля и облаков в моделях и уменьшить неопределенности, связанные с оценками антропогенного радиационного воздействия».