В пещере Малайзии обнаружили наскальное изображение древнего конфликта
Исследователи обнаружили, что две антропоморфные фигуры воинов коренных народов были созданы на фоне геополитической напряженности с правящим классом и другими племенами в ходе того, что считается первым исследованием эпохи малайзийского наскального искусства.
Новое радиоуглеродное датирование наскальных рисунков в пещерном комплексе Гуа-Сире помогает пролить свет на бурный период для коренного народа бидаю в регионе Саравак, на территории нынешнего малайзийского Борнео.
Примерно в 55 км к юго-востоку от столицы Саравака, Кучинга, это место находится под управлением бидаю (местных коренных народов) в сотрудничестве с отделом музея Саравака. На рисунках изображено сопротивление коренных народов пограничному насилию в 1600-х и 1800-х годах нашей эры.
Хотя бидаю не вели письменных записей о своей истории, они были среди коренных народов, которые украсили стены пещеры Гуа-Сире и других мест наскальными рисунками, используя простые пигменты для создания различных мотивов и рисунков, изображающих более 300 изображений.
Группа австралийских ученых недавно использовала радиоуглеродное датирование, чтобы завершить первое исследование хронометрического возраста малазийских наскальных рисунков, о чем сообщается в статье, опубликованной в среду в журнале PLOS One.
Команда исследователей сосредоточилась на двух крупнейших рисунках углем в пещерном комплексе. Один из них, обозначенный как GS3, представляет собой человеческую фигуру с круглым телом, в каждой руке которого находится плащ, головной убор и ножи. Другой, GS4, описывается как большая антропоморфная фигура с заполненным треугольным телом, держащая в ножнах нож.
Новое радиоуглеродное датирование, подробно описанное в статье, дает исследователям временную шкалу создания произведения искусства: фигурка GS3, вероятно, была изготовлена между 1670-1710 годами, а фигурка GS4 датируется 1800-1830 годами.
Эти находки позволяют исследователям поместить рисунки в исторический контекст.
«Когда был нарисован старший антропоморф, в Бидаю доминировала малайская элита, тогда как второй крупный антропоморф должен был быть создан в период обострения конфликта между Бидаю и малайскими правителями Ибана и Брунея», — сказали в команде. «В этот период многие коренные жители Саравака перебрались во внутренние районы нагорья, в том числе в район Гуа Сирех, чтобы избежать преследований».
Хотя эти два рисунка разделены целых 160 годами, они имеют общие характеристики, включая размер, украшения и наличие оружия, что указывает на то, что они были созданы в периоды конфликтов.
GS3 имеет «круглое тело и более украшен, чем большинство других антропоморфов на этом месте, с большой круглой головой, обозначенным ртом и четко выраженным пенисом, руками и ногами. У него также необычный контур с неровными краями вокруг тела, пять треугольных фигур по обе стороны тела и закругленная вершина над головой, создающая впечатление, что он носит плащ и/или головной убор».
Оба рисунка окружены меньшими человеческими фигурами, что позволяет предположить, что они могут изображать «больших и/или могущественных воинов».
Работа исследователей добавляет новые подробности в историю региона и его народов.
«Черные рисунки в этом регионе создавались на протяжении тысячелетий», — сказала соруководитель исследования доктор Джиллиан Хантли. «Наша работа в Гуа Сирех показывает, что эта форма искусства использовалась до недавнего прошлого для записи опыта коренных народов, пережившего колонизацию и территориальное насилие».
Работа исследователей добавляет новые подробности в историю региона и его народов.
«Сообщенные здесь определения радиоуглеродного возраста прекрасно сочетаются с другими недавно опубликованными цифровыми возрастами характерных черных рисунков, связанных с миграцией австронезийцев через Юго-Восточную Азию», — пишут исследователи.
«В сочетании с подробными записями и анализом региональных наскальных изображений дополнительное радиоуглеродное датирование наскальных рисунков, нарисованных черными руками, может дать дальнейшее понимание австронезийской/малайской диаспоры, а также сложности человеческой истории в Гуа-Сире и на юго-востоке в целом. Азии», — говорят авторы.
Хотя присутствие их предков на северной стороне острова можно проследить примерно 20 000 лет назад, а исторические записи показывают, что они часто пользовались автономией, с 17 по 19 века эта территория находилась под управлением Брунейского султаната, малайского правящего класса. Коренные народы, хотя и считались союзниками, часто подвергались эксплуатации и порабощению.
В одновременных геополитических конфликтах с другой группой коренных народов, известной как ибан, Бидаю время от времени подвергались пыткам и убийствам из-за территории и ресурсов.
В некоторых опубликованных отчетах подробно описаны бурные столетия для бидаю.
В своей книге «Саравак» 1965 года фотограф и историк Хедда Моррисон рассказала, что «правители не только запугивали и порабощали людей, но и без угрызений совести позволяли экспедициям ибанцев атаковать… [Т] ибанцы сохранили головы людей, которых они убили, и передали захваченных ими рабов властям Брунея в качестве своей доли добычи».
В другом историческом отчете, написанном 102 годами ранее британским консулом Спенсером Сент-Джоном, описывается «очень суровый» малайский вождь, который требовал завладеть детьми бидаю. Когда они отказались и вождь послал отряд из 300 человек, чтобы отомстить, бидаю заняли оборонительную позицию в пещерном комплексе Гуа Сирех.
Конфликт был разрешен только после нескольких дней сопротивления Бидаю. Малайский вождь так и не проник во вход в пещеру, а вместо этого отступил, убив двух бидаю и взяв в плен еще семерых.
Рисунки Гуа Сиреха изучались и раньше. Во время археологических раскопок 1959 года рисунки были разделены на четыре категории: «человечки-булавки», «люди-птицы», «большие» и «животные». И GS3, и GS4 были классифицированы как «большие», а один археолог назвал GS3 «в некотором роде сверхъестественным».